Rose debug info
---------------

Ладога — художественный акрил в росписи миниатюр

Эта краска не заслужено непопулярна в среде художников расписывающих миниатюры. Она несравненно дешевая, в основном матовая, полупрозрачная и в отличие от моделистких — заставляет учится думать как правильно смешивать необходимые цвета.

Цена чуть больше сотни за сорока шести миллилитровый тюбик густой краски, это достигается за счет использования дешевых пигментов и помогает отсутствие моделисткой наценки.

После высыхания заметно темнеет и блекнет, дает слой гладкий и близкий к матовому. Основное отличие от Vallejo, Citadel и подобных — высокая прозрачность, укрывистыми являются лишь три цвета в палитре. Работая с Ладогой прийдется постоянно учитывать тон и цвет подкладки, предвидеть как один цвет повлияет на другой и использовать это. Такие характеристики делают этот акрил удобным для тончайших лессировок.

Для сравнения краска art color от Pacific88 имеет запредельное содержания пигмента и вероятно наполнителя, что дает максимально матовый слой. По такой рыхлой на микроуровне поверхности накладывать лессировки затруднительно, тем более укрывистой краской. Art color очень похожа на темперу Мастер-Класс.

Принцип субтрактивного смешивания цветов

Палитра Ладоги насчитывает 38 цветов (металлики не в счет), на деле большенство из них намешаны несколькими основными пигментами. В росписи миниатюр понадобиться лишь 10 — 12 тюбиков с монопигментными цветами и умение смешивать любые оттенки из них, подробней это описано у Уилкока.

Моделисткие краски с их запредельным количеством цветов не стимулируют учится смешивать цвета, и откровенно ими трудно это делать — нe ясно из чего они намешаны.

Необходимые краски

Ниже фотографии покрашенных Ладогой плашек, на которых нанесены черные полосы для оценки прозрачности. Здесь изображен минимальный набор красок за исключением белил.

В виде круга.

Я пользуюсь этой подборкой уже давно и поделюсь небольшим опытом. Оговорюсь сразу же, как и у многих других красок — здесь очень большой выбор красных и желтых пигментов, которые можно поменять в подборке.

В книге Марка Чангизи «Революция в зрении. Что, как и почему мы видим на самом деле» описана теория эволюции цветного зрения, согласно которой оно появилось у нас в связи с необходимость различать оттенки кожи собеседника (читать его реакцию, состояние здоровья). Мне кажется такое внимание к спектру от желто-оранжевого до красно-фиолетового обусловлено этой особенностью нашего зрения, мы легче различаем эти «телесные» оттенки.

Белила

В художественных красках их часто два вида, титановые и цинковые. Они имею немного различные оттенки, но в малых размерах миниатюры это не имеет существенного значения, важен лишь их показатель укрывистости. Титановые — плотные укрывистые и хороши в любом случае. Цинковые — полупрозрачны, нужны для аккуратного осветления оттенка и смесью на их основе удобней делать лессировку.

Ко многим краскам Ладоги добавлена капля титановых белил p.W 6, это видимо сделано для уплотнения цвета. старайтесь не добавлять черный к ним — в оттенке будет проступать серый, создавая грязь.

Оба пигмента достаточно молодые, оксид цинка начали использовать с середины XIX века, титана — после первой мировой. До этого художники травились свинцовыми белилами. Современные пигменты белил в подавляющем большинстве оксиды и сульфаты металлов.

Черный

Сажа газовая, название по использованному пигменту — замечательно матовая и укрывистая краска, не максимально черная. В последнее время стараюсь не использовать совсем, намешиваю темно-серый из комплиментарных, чего всем и желаю.

В художественном акриле пигментом для него преимущественно выступает жженая органика — дерево, кость или чистый углерод, в случае газовой сажи. Краска уже безжизненная в своей основе. Интересно что графит так же считается черными пигментом.

Оранжевый, фиолетовый и зеленый

Оранжевый не имеет альтернативы, его брать в любом случае. В смеси с голубой ФЦ он дает практически черный оттенок. К Фиолетовому подходит фиолетовый темный(+p.W 6), краска насыщенная и темная, единственная из цветных укрывистая. Зеленый представлен зеленой ФЦ(+p.W 6) и окисью хрома. Советую взять первый как очень популярный и распространенный пигмент, второй на вид не сильно насыщенный зелено-желтый, больше ничего о нем не могу сказать, не пробовал.

Зеленые средняя и светлая — промежуточное между зеленым и желто-зеленым. Интересно отсутствие белил, т,е. их не получить смешав зеленую ФЦ и светлую желтую, каждая из которых чуть разбеленная (+p.W 6). Выгодно брать зеленую светлую, если нужен насыщенный зелено-желтый цвет. На мой вкус альтернатива ФЦ + лимонная чуть ярче но гораздо более прозрачная.

Синие

Сини-зеленый — голубая ФЦ(+p.W 6), а сини-фиолетовый — ултрамарин(+p.W 6). Последний не значительно отличающийся от голубой ФЦ (в разбеленом виде проскакивает фиолетовый оттенок).

Желтые

Желто-зеленая — конечно лимонный, пигмент p.Y 3 великолепен в этой роли. Вместо лимонки вполне подойдет желтая средняя. С желто-оранжевой у меня сложности, пользуюсь для этой роли охрой-золотистой, которая не насыщенная краска хотя самая плотная из желтых. Думаю стоит сменить на желтую темную.

Охра светлая и золотистая у Ладоги — ржавчина железа, краски на ее основе получаются цветами от красного до желтого, и относительно плотные.

Красные

Выбрал под красно-оранжевый — красный, а для красно-фиолетового — розовый темный. Насыщенней этих двух в красной зоне палитры Ладоги нет, но можно попробовать подобрать из трех альтернативных цветов менее насыщенные и более укрывистые оттенки.

Вместо заключения

Недостаток этой краски — не такая сильная насыщенность цветов как у популярных конкурентов, я решаю эту проблему добавление сторонних красок с яркими пигментами. Подходит для этой цели набор из пяти цветов vallejo fluo. Пока лишь единожды потребовалось такое.

Ниже на выкраске с официального сайта пометил цвета которые рекомендую брать и которые — нет. Конечно можно использовать в работе то что вычеркнуто, но лишь понимая как их намешать.

База данных пигментов для любопытствующих.

Примеры миниатюр покрашенных Ладогой — практически все в этом блоге, за небольшим исключением ранних работ, где применяюю ее вперемешку с Vallejo.

Металлики не упоминаю, они в целом плохие у этого производителя. Хотя бронзой я активно пользуюсь для покраса орков.

2017   как?   Ладога
2 комментария
Дмитрий Бугрим 10 мес

Доброго времени суток, автор.
Много лет крашу Ладогой. С переменным успехом. Тоже есть что сказать по этому поводу.
ИМХО не Ладога как таковая непопулярна у минькохудожников, а художественные краски в целом. Все таки баночки Vallejo, GW и пр. значительно преобладают что у нас, что на западе. В противном случае в ход пошли бы многочисленные бренды худакрилов, среди которых Ладога всего лишь один частный случай.
Что касается меня, когда я 10-15 лет назад начал (продолжил)) расписывать миниатюру, я как-то сразу, почитав немного форумы, начал склонятся именно к худкраскам. Скорее всего, повлияли примеры Сергея Поповиченко и Владимира Демченко. А конкретно Ладогу выбрал по причине нищебродства и нежелания тратить деньги на итальянскую Maimeri Polycolor по примеру Поповиченко. Да так с тех пор ей и пользуюсь, мирясь с определенными недостатками.
Кстати, у Невской палитры акрилы есть не только в линейке Ладога. Есть еще акрилы Мастер-класс и Сонет. Акрил Мастер-класс мне не понравился — слишком глянцевые и слишком быстро сохнут. А Сонет еще не пробовал. Чем черт не шутит, хоть марка и предназначена для бюджетных непрофессиональных продуктов, может окажутся пригодными.

Алексей Мартынов 9 мес

Доброе. Так же в свое время привлекла цена Ладоги и пример работ Демченко с темперой.

Заметка старая, за прошедшие несколько лет мои взгляды по поводу этой серии красок стали более радикальны — в России глупо красить миньки другим акрилом кроме Ладоги, а в целом по миру назвал бы ее лучшим акрилом своей ценовой категории.

Если совсем коротко, то в тестах она практически ничем не отличается от западных матовых художественных акрилов. Буквально то же самое, за исключением, что в Ладоге чуть меньше пигмента кладут, особенно в дорогой титановой белой. Это в росписи миниатюр кистью чаще даже в плюс идет.

Сейчас пользуюсь SCALECOLOR artists вперемешку с Ладогой. Первые только по причине, что они есть — покупал геральдик закрыть. Больше не имею даже желание приобретать что-то, кроме Ладоги.

Уровень покраса ограничиваю не краски какой-либо фирмы или другие материалы с инструментами, а умения покрасчика. Когда писал эту заметку еще не до конца понимал этого.

Дмитрий Бугрим 9 мес

Доброго времени.
Один коллега, чья компетентность не вызывает сомнений, рассказывал мне, что Maimeri Polycolor похожа на Ладогу. Так что могу поверить, что другие западные худакрилы тоже похожи.
Недавно приобщился к Warhammer 40k, и пришлось купить одну баночку GW с базовым цветом силовой брони космодесантников. Не смог намешать подходящий цвет из Ладоги. Можно было продолжить эксперименты по намешиванию нужного цвета, но я столько раз отмывал и перекрашивал миньку, что решил остановится. Но это редкое исключение, до этого модельные акрилы использовал только для моделей техники. Фигурки красил только темперой и Ладогой.
Кстати, среди моделистов, именно тех, кто занимается моделями техники, встречается мнение, что нужно использовать исключительно все самое дорогое и брендовое. Инструменты, химию и т. д. Акрил Tamiya? Разбавлять его исключительно разбавителем Taimya, и ни каких заменителей. Как-то так.