Rose debug info
---------------

Ладога — художественный акрил в росписи миниатюр

Эта краска не заслужено непопулярна в среде художников расписывающих миниатюры. Она несравненно дешевая, в основном матовая, полупрозрачная и в отличие от моделистких — заставляет учится думать как правильно смешивать необходимые цвета.

Цена чуть больше сотни за сорока шести миллилитровый тюбик густой краски, это достигается за счет использования дешевых пигментов и помогает отсутствие моделисткой наценки.

После высыхания заметно темнеет и блекнет, дает слой гладкий и близкий к матовому. Основное отличие от Vallejo, Citadel и подобных — высокая прозрачность, укрывистыми являются лишь три цвета в палитре. Работая с Ладогой прийдется постоянно учитывать тон и цвет подкладки, предвидеть как один цвет повлияет на другой и использовать это. Такие характеристики делают этот акрил удобным для тончайших лессировок.

Для сравнения краска art color от Pacific88 имеет запредельное содержания пигмента и вероятно наполнителя, что дает максимально матовый слой. По такой рыхлой на микроуровне поверхности накладывать лессировки затруднительно, тем более укрывистой краской. Art color очень похожа на темперу Мастер-Класс.

Принцип субтрактивного смешивания цветов

Палитра Ладоги насчитывает 38 цветов (металлики не в счет), на деле большенство из них намешаны несколькими основными пигментами. В росписи миниатюр понадобиться лишь 10 — 12 тюбиков с монопигментными цветами и умение смешивать любые оттенки из них, подробней это описано у Уилкока.

Моделисткие краски с их запредельным количеством цветов не стимулируют учится смешивать цвета, и откровенно ими трудно это делать — нe ясно из чего они намешаны.

Необходимые краски

Ниже фотографии покрашенных Ладогой плашек, на которых нанесены черные полосы для оценки прозрачности. Здесь изображен минимальный набор красок за исключением белил.

В виде круга.

Я пользуюсь этой подборкой уже давно и поделюсь небольшим опытом. Оговорюсь сразу же, как и у многих других красок — здесь очень большой выбор красных и желтых пигментов, которые можно поменять в подборке.

В книге Марка Чангизи «Революция в зрении. Что, как и почему мы видим на самом деле» описана теория эволюции цветного зрения, согласно которой оно появилось у нас в связи с необходимость различать оттенки кожи собеседника (читать его реакцию, состояние здоровья). Мне кажется такое внимание к спектру от желто-оранжевого до красно-фиолетового обусловлено этой особенностью нашего зрения, мы легче различаем эти «телесные» оттенки.

Белила

В художественных красках их часто два вида, титановые и цинковые. Они имею немного различные оттенки, но в малых размерах миниатюры это не имеет существенного значения, важен лишь их показатель укрывистости. Титановые — плотные укрывистые и хороши в любом случае. Цинковые — полупрозрачны, нужны для аккуратного осветления оттенка и смесью на их основе удобней делать лессировку.

Ко многим краскам Ладоги добавлена капля титановых белил p.W 6, это видимо сделано для уплотнения цвета. старайтесь не добавлять черный к ним — в оттенке будет проступать серый, создавая грязь.

Оба пигмента достаточно молодые, оксид цинка начали использовать с середины XIX века, титана — после первой мировой. До этого художники травились свинцовыми белилами. Современные пигменты белил в подавляющем большинстве оксиды и сульфаты металлов.

Черный

Сажа газовая, название по использованному пигменту — замечательно матовая и укрывистая краска, не максимально черная. В последнее время стараюсь не использовать совсем, намешиваю темно-серый из комплиментарных, чего всем и желаю.

В художественном акриле пигментом для него преимущественно выступает жженая органика — дерево, кость или чистый углерод, в случае газовой сажи. Краска уже безжизненная в своей основе. Интересно что графит так же считается черными пигментом.

Оранжевый, фиолетовый и зеленый

Оранжевый не имеет альтернативы, его брать в любом случае. В смеси с голубой ФЦ он дает практически черный оттенок. К Фиолетовому подходит фиолетовый темный(+p.W 6), краска насыщенная и темная, единственная из цветных укрывистая. Зеленый представлен зеленой ФЦ(+p.W 6) и окисью хрома. Советую взять первый как очень популярный и распространенный пигмент, второй на вид не сильно насыщенный зелено-желтый, больше ничего о нем не могу сказать, не пробовал.

Зеленые средняя и светлая — промежуточное между зеленым и желто-зеленым. Интересно отсутствие белил, т,е. их не получить смешав зеленую ФЦ и светлую желтую, каждая из которых чуть разбеленная (+p.W 6). Выгодно брать зеленую светлую, если нужен насыщенный зелено-желтый цвет. На мой вкус альтернатива ФЦ + лимонная чуть ярче но гораздо более прозрачная.

Синие

Сини-зеленый — голубая ФЦ(+p.W 6), а сини-фиолетовый — ултрамарин(+p.W 6). Последний не значительно отличающийся от голубой ФЦ (в разбеленом виде проскакивает фиолетовый оттенок).

Желтые

Желто-зеленая — конечно лимонный, пигмент p.Y 3 великолепен в этой роли. Вместо лимонки вполне подойдет желтая средняя. С желто-оранжевой у меня сложности, пользуюсь для этой роли охрой-золотистой, которая не насыщенная краска хотя самая плотная из желтых. Думаю стоит сменить на желтую темную.

Охра светлая и золотистая у Ладоги — ржавчина железа, краски на ее основе получаются цветами от красного до желтого, и относительно плотные.

Красные

Выбрал под красно-оранжевый — красный, а для красно-фиолетового — розовый темный. Насыщенней этих двух в красной зоне палитры Ладоги нет, но можно попробовать подобрать из трех альтернативных цветов менее насыщенные и более укрывистые оттенки.

Вместо заключения

Недостаток этой краски — не такая сильная насыщенность цветов как у популярных конкурентов, я решаю эту проблему добавление сторонних красок с яркими пигментами. Подходит для этой цели набор из пяти цветов vallejo fluo. Пока лишь единожды потребовалось такое.

Ниже на выкраске с официального сайта пометил цвета которые рекомендую брать и которые — нет. Конечно можно использовать в работе то что вычеркнуто, но лишь понимая как их намешать.

База данных пигментов для любопытствующих.

Примеры миниатюр покрашенных Ладогой — практически все в этом блоге, за небольшим исключением ранних работ, где применяюю ее вперемешку с Vallejo.

Металлики не упоминаю, они в целом плохие у этого производителя. Хотя бронзой я активно пользуюсь для покраса орков.

2017   как?   Ладога
2 комментария
Дмитрий Бугрим 2022

Доброго времени суток, автор.
Много лет крашу Ладогой. С переменным успехом. Тоже есть что сказать по этому поводу.
ИМХО не Ладога как таковая непопулярна у минькохудожников, а художественные краски в целом. Все таки баночки Vallejo, GW и пр. значительно преобладают что у нас, что на западе. В противном случае в ход пошли бы многочисленные бренды худакрилов, среди которых Ладога всего лишь один частный случай.
Что касается меня, когда я 10-15 лет назад начал (продолжил)) расписывать миниатюру, я как-то сразу, почитав немного форумы, начал склонятся именно к худкраскам. Скорее всего, повлияли примеры Сергея Поповиченко и Владимира Демченко. А конкретно Ладогу выбрал по причине нищебродства и нежелания тратить деньги на итальянскую Maimeri Polycolor по примеру Поповиченко. Да так с тех пор ей и пользуюсь, мирясь с определенными недостатками.
Кстати, у Невской палитры акрилы есть не только в линейке Ладога. Есть еще акрилы Мастер-класс и Сонет. Акрил Мастер-класс мне не понравился — слишком глянцевые и слишком быстро сохнут. А Сонет еще не пробовал. Чем черт не шутит, хоть марка и предназначена для бюджетных непрофессиональных продуктов, может окажутся пригодными.

Алексей Мартынов 2022

Доброе. Так же в свое время привлекла цена Ладоги и пример работ Демченко с темперой.

Заметка старая, за прошедшие несколько лет мои взгляды по поводу этой серии красок стали более радикальны — в России глупо красить миньки другим акрилом кроме Ладоги, а в целом по миру назвал бы ее лучшим акрилом своей ценовой категории.

Если совсем коротко, то в тестах она практически ничем не отличается от западных матовых художественных акрилов. Буквально то же самое, за исключением, что в Ладоге чуть меньше пигмента кладут, особенно в дорогой титановой белой. Это в росписи миниатюр кистью чаще даже в плюс идет.

Сейчас пользуюсь SCALECOLOR artists вперемешку с Ладогой. Первые только по причине, что они есть — покупал геральдик закрыть. Больше не имею даже желание приобретать что-то, кроме Ладоги.

Уровень покраса ограничиваю не краски какой-либо фирмы или другие материалы с инструментами, а умения покрасчика. Когда писал эту заметку еще не до конца понимал этого.

Дмитрий Бугрим 2022

Доброго времени.
Один коллега, чья компетентность не вызывает сомнений, рассказывал мне, что Maimeri Polycolor похожа на Ладогу. Так что могу поверить, что другие западные худакрилы тоже похожи.
Недавно приобщился к Warhammer 40k, и пришлось купить одну баночку GW с базовым цветом силовой брони космодесантников. Не смог намешать подходящий цвет из Ладоги. Можно было продолжить эксперименты по намешиванию нужного цвета, но я столько раз отмывал и перекрашивал миньку, что решил остановится. Но это редкое исключение, до этого модельные акрилы использовал только для моделей техники. Фигурки красил только темперой и Ладогой.
Кстати, среди моделистов, именно тех, кто занимается моделями техники, встречается мнение, что нужно использовать исключительно все самое дорогое и брендовое. Инструменты, химию и т. д. Акрил Tamiya? Разбавлять его исключительно разбавителем Taimya, и ни каких заменителей. Как-то так.