Rose debug info
---------------

Черный и белый

Составил по этим двум цветам обзор, так же как и с синим

Немного физики света

Это два полюса степени отражения материала, черный поглощает подавляющее количество света, а белый — максимально отражает. Между ними бесчисленное количество градаций серого. В идеальном состоянии спектр отражается равномерно, содержат в себе все цвета (следовательно два дополнительных цвета при субтрактивном смешивании дают черный, а в случае аддитивного — белый). Так как белый сильней отражает — цветной свет и рефлексы на нем более выражены (в ситуации когда этот материал не освещен другим источником, тк свет умножается), черный же отражая слишком мало — воспринимается темным пятном при любом освещении.

Глянец заметней на черном, отражения от глянцевого покрытия менее искаженными попадают в глаз и воспринимаются они на контрастном темном фоне. В случае белого со светом от глянца спутывается свет отраженный и самим материалом, на нем отражения различимы лишь в полу-тени и тени. Так же глянцевый черный гораздо темней того же но матового, глянец отражает часть света соответственно материал под ним получается менее освещенным.

Малые изменение в равномерности отражения спектра, появления оттенка другого цвета а этих ахроматических красках — считывается упрощенно как теплый или холодный оттенок серого, при небольшом количестве хроматической краски в смеси трудно или даже не возможно определить ее истинный цвет, только примерное положение на цветом круге.

Существует два способа получения черного — использовать черный пигмент (преимущественно жженая органика), либо смесь двух комплементарных цветов. Дело вкуса каким образом чернить, в любом случае возможно получить качественный результат. Например я предпочитаю в художественных работах второй способ, он дольше, но в результате получаются более живые и разнообразные оттенки темно-серых. Белила получаются только с использованием пигментов (оксиды и сульфаты металлов используются повсеместно, это «металлическая» краска).

Уилкок увы не рассматривает черную краску вообще, зато в его книге получиться подчерпнуть о получении темно-серых из комплементарных.

Ладога

Растяжка от сажи до титановых белил, в конце отдельная плашка с цинковыми.

В этой заметке не рассматриваю цветные серые, только ахроматические получаемые из чистых черного и белого (цветные часть тех цветов из которых намешаны, и должны рассматриваться неотрывно от них, здесь же серые упрощенно считаются либо теплыми, либо холодными). Надеюсь одного взгляда на эти скучные, искусственные пробы достаточно для понимания что в работе над миниатюрой в ахроматические стоит добавлять цветной оттенок (за исключением когда надо отобразить именно искусственность или безжизненность поверхности).

В палитре представлены один черный и два белых. Сажа газовая (p.Bk. 7) названая по наполняющему ее пигменту — выражено матовая краска, укрывистая и естественно сильная (смешивая с другими надо аккуратней, легко перевесит более слабую краску). Конкретный оттенок не смог определить, отсутствуют другие черные для сравнения, в ограниченной палитре удобней воспринимать ее как идеальную, усредненную краску. Она используется для получения двух смешенных красок этой палитры — жженой умбры и сиены, не удивительно что сажа добавляется для получения такой «горелой» краски.

 Присутствует также второй черный пигмент, в имитации умбры натуральной используется смесь желтого с p.Bk 11 (черноватый оксид железа — наверняка чем то другой оттенок дает, чем дали бы желтый и сажа).

Два тюбика белой краски — титановые и цинковые белила. Основная титановая (p.W. 6), укрывистая и предсказуемая в смесях с другими красками, активно используется в смешенных красках этой палитры (часто даже добавляется капля белил для уплотнения тона в синие и фиолетовые). Цинковые (p.W. 4) полу-прозрачны и непредсказуемы (На воздухе портятся, густеют крайне быстро, но сохнут медленно — трудно работать. Это отличается от привычной полимеризации акрила.) Первые хороши в любом случае, вторым же находится применение в тончайших лессировках, когда важно плавный, но не контрастный переход к светлому. Не стоит добиваться яркого белого цинковой краской, слишком много слоев потребуется, что в миниатюре критично и просто долго. По причине значительных времязатрат последнее время не работаю с этими белилами, их полезно применять вероятно только в художественной росписи (хотя проще пользоваться исключиительно титановыми, добавляя медиум когда необходима прозрачность). 

Общепринято, что титановые белила имеют желтоватый оттенок, цинковые — синеватый. Считаю в покрасе миниатюр слишком малы размеры что бы высматривать небольшие изменения в оттенке белого.

Не стоит забывать, что в дешевой «студенческой» Ладоге пигменты скорей всего с примесями, по этому даже титановые белила не столь яркие и укрывистые как у других производителей (Vallejo model color white превосходит их, проверял). Имеет смысл приобрести белила и черные от другой серии красок, например — Мастер-Клас, более качественный акрил от той же Невской Палитры (в наличии два белых и два же черных, но вероятно они глянцевые), или даже иного производителя попробовать, советуют белила Schmincke (немцы).

Белила замечательно подходит для высветления желтых и голубых, это светлые цвета и градиент от них к белому получаеться естественный. Остальные цвета они искажают, особенно темные по своей природе красные и фиолетовый (высветлять аккуратно, на малый диапазон). Черными в принципе нормально затенять все цвета кроме желтого, смесь с которым дает сложный зелёный цвет. В любом случае важна мера, в тех руководствах по покраске с которыми ознакомился — чернят цветные краски всегда по минимуму, что бы не скатиться в слишком темный сероватый оттенок. Добавления в цветную краску черной или белой — обесцвечивает ее в той или иной степени. Особняком стоит светло-серый, высветление им не дает синему превратиться в голубой, а фиолетовым и красно-фиолетовым не скатиться в розовый.

На MV провели сравнение черных от различных производителей.

Тон

Важный вопрос на который надо ответить при росписи миниатюры — какой контраст, тоновая растяжка между светом и тенью объекта? В ахроматических удобней следить за тоном, оттенок краски не отвлекает.

На матовых поверхностях, при условном дневном освещении, работает правило «пол пути до черного», говорящее что тень соответствует тону находящемуся на половине пути от локального тона материала к черному. Стоит запомнить сжатый вывод из этого — белые материалы таким образом внутри себя более контрастны (между светом и тенью длиннее градация серых оттенков), а их тень посветлей чем тень у черных. Черные же противоположное — менее контрастны внутри себя, а их тень по тону близка к максимально темному.

На прищур заметно как черная коробка потеряет обьем, грани же более светлых продолжают считываться. Неправильные для сравнения.

Себе объясняю этот принцип тем, что темные предметы поглощая свет отбрасывают в глаз меньше информации, а человеку трудно разглядывать в темноте (ну или высматривать детали в темном предмете). Если бы мы видели идеально, одинаково при нормальном и слабом освещении, тогда бы было логичней что бы внутренний контраст у разных по тону материалов выглядел одинаковым. Да и в целом тоновая растяжка ограничена двумя конечными точками, и черней черного не сделать, а тогда любой темный материал заведомо не имеет альтернативы для тени, кроме как лишь слегка ее отдалить от локального тона. Белые же и светло-серые имеют простор для тоновой растяжки от света к тени, но слишком темною тень взять нельзя, так как светлый материал и в тени отражает больше света чем темный и должен узнаваться.

Конечно в измененных условиях освещения могут на это добавятся другие факторы, скажем при слабейшем точечном источнике света тени на миниатюре будут стремиться к полной черноте или при близком ярком источнике можно засветить материал, так что его внутренний контраст увеличится. Но всегда в основе удобно искать отношения света к тени по «пол пути до черного», остальные эффекты освещения как бы накладываются поверх. Подробней написанно у Скота Робертсона.

Выше описанное адресовано к матовому материалу, отражающие же представляют из себя тот же матовый объект, но с нанесенной на него условной глянцевой пленкой (различной степени). Надо понять что отражения на глянцевых предметах — обыкновенный свет, который матовый объект отразил бы рассеяно, а глянцевый же слой часть света отразит не рассеяв, построив в глазу смотрящего зеркальное отражения окружения. Отражение представляет из себя свет, таким образом темные поверхности выдающие мало света — хуже отражаются или даже не видны вовсе (под местом где должна бы отразиться черная вещь на самом деле практически ничего не отражается, под этим углом видна именно матовая основа поверхности материала). Кстати отражения всегда чуть темней отражаемого, даже в зеркале, так как хоть маленькая но часть света поглотится зеркалом в себя вместо отражения к смотрящему.

В миниатюре, контрастные жесткие высветленния от черного к белому воспринимаются как глянец поверхности, так как нет иной причины появления белого на черном, кроме как отражения источника света. Правильное расположение, малый размер этих белых бликов, минорные изменения в цвете (например отражения земли и неба) — только усиливают эффект. На страницах Белого Гнома описан подобный принцип. В том же журнале неоднократно предупреждают об опасности перебелить черный, превратить в серый материал.

На все это накалывается ограничение малого размера фигурок, что бы хоть как то выделить мелкую деталь приходиться вопреки теории высветлить ее экстремально. (Мэтт Цексвиш рассказывал — чем меньше деталь на подставке или миниатюре, тем контрастней она должна быть выделена, что бы не потеряться.) Так же с черными граненными объектами например, часто не остается ничего другого кроме экстремального высветление граней для выделения формы.

Композиция

Строгих правил или точно работающих рецептов по подбору цветовых гамм на основе этих цветов не знаю, собрал лишь короткий список из приемов и наблюдений:

Лапин подробно описал самый базис черного и белого в композиции, если кратко — черный предметней, а белый это фон и пустота.  Загрунтованные черным миниатюры выглядят перегруженными, белые же смотрятся чище, легче и меньше.

Слабо отражающий свет черный и следовательно хуже передающий информацию об обьем — не лучшее решение для детализированной поверхности, окрашенное им рискует выглядеть неразборчивой темной дырой, а попытки исправить это экстремальными высветленниями в той или иной степени уведут общий тон в серый. 

Белый и черный проще воспринимать в трех ипостасях: холодный, теплый и нейтральный (прямо из тюбика). Нейтральные отлично подходят для всего синтетического, такого как керамическая броня к примеру. Холодные отображают чистоту, легкую искусственность и небольшую степень отражения, а теплые выглядят натуральными оттенками. В WD на целой странице подробней рассказано о покрасе белого.

Оттенком получается разделять одинаковые по тону детали на фигуре, если тон поменять нельзя, а выделить надо.

На практике миниатюры хорошо смотрятся растяжка между светом и тенью в которых одна часть цветная, другая ближе к ахроматической — начинает работать контраст по насыщенности. Цветового контраста (это когда в одном материале два разных цвета, разные для света и тени) на матовом материале, при предельно малой площади — не стоит добиваться, все запутывается превращаясь в кашу. Если можно обойтись — лучше чистые цвета, а разнообразия добиваться контрастом по тону и насыщенности (тем более так останется место для маневра другими цветами при старении поверхности). При росписи глянца (NMM) вероятно прийдется вводить новые цвета для отражений.

Если упрощать, то цветовой оттенок белого в тени зависит от глобального освещения. Например в солнечный безоблачный день, в тень белого или светло-серых имеет явно выраженный голубоватый тон, так как там освещена голубоватым светом от неба (наверно отразившись многократно, от полного спектра остается больше синей части).

Следует избегать максимальных белого и черного в работе, оставляя себе пространство для маневра. Профессиональные покрасчики пишут о использование цвета буквально на каплю темней белого, вместо него же (часто это песочный оттенок). Слишком яркий или темный цвет выглядит не естественно, стоит поберечь его для мельчайших экстремальных высветлений или затенений в редких случаях (NMM)

Оба цвета прекрасно работают с металликами. Исключительно хорошо белый сочитается с серебрянкой. По сути серебренная краска это сильно искажающий сероватый глянец, в котором наивысшее светлое отражение чуть темней белого, и следовательно подобрав яркие белила его еще на капельку получится высветлить, либо точней определить светлую зону на металле).

Матовый черный крайне нейтральный, невзрачный цвет, за ним закрепленены в основном две ассоциации — деловая строгость и траур. Отдельно выделяется глянцевый черный, сейчас это модный, футуристичный и очень чистый цвет. По этому в миниатюре стараются имитировать именно черный глянец, матовый же в малом масштабе воспринимается грязью (пример миньки ГВ с контрастными высветлениями граней до крайне светлого тона, либо вовсе сочной цветной краской, как в случае некронов и темных эльдар).

Конец

Не все применяю на практике, некоторое ленюсь делать или пока не освоил достаточно (с внутренним контрастом много ошибок). Увы, пока что не понимаю много, особенно о белых тонах.

Много позже публикации наткнулся на статью о белилах.

В интеренете полно заметок о этих цветах, например на MW о черном и белом подробно написанно.

Как же не упомянуть очередную книгу от французского историка-медиевиста:

«Черный. История цвета» Мишель Пастуро. Давно читал — только краткий пересказ.

За черным в древние времена и античность закрепляется ассоциация с мудростью и в меньшей степени трауром (смертью), массово цвет не распространен из-за проблем с закреплением красителя на тканях. Средневековое христианство присвоило ему спектр негативных толкований, отныне это цвет дьявола и библейской тьмы. Черные животные у германских и славянских язычников, вороны и медведи — перестают восприниматься мудрыми, а становятся дьявольскими.

В монашеской среде зарождается спор по отношению к цвету одеяний, белые или черные (темно-серые и грязно-коричневые конечно). Победителем выходит черный, что увеличивает его популярность и возвращает ему статус цвета мудрости, смирения и благоразумия, этот символизм переходит и в геральдику.

Эпоха просвещения сначала сделала его цветом роскоши (черный соболь например), но с развитием методов закрепления красителей на тканях постепенно удешевила перевела его в деловой, цвет униформы чиновников и нуворишей. В те же времена стал выделяться серый, он занял положение между полюсами света и тьмы, став цветом надежды на изменения к лучшему. 

С шестнадцатого по восемнадцатый век благодаря борьбе протестантизма с цветом (точней с привычкой католиков к яркому украшению церквей, и роли цветов в обряде) — черный еще сильней распространился и стал самым популярным в Европе. До сих пор в протестантской среде черный считается наиболее достойным цветом.

Эпоха просвещения принесла новое научное понимание цвета и достижения в красильном деле, интерес к ранее не востребованным цветам забрал у черного изрядную часть популярности, лишь к промышленному времени он опять вернулся, став цветом бедняков (вкусы богатых моментом сместились в противоположное, светлые стали модными).

В наше время, после очередного триумфа в начале двадцатого века (связанного с промышленной революцией и черно-белой фотографией) — стремительно обесценился. Сейчас за ним сохраняется минимум того богатства символов, которые были раньше, теперь это наверно самый нейтральный цвет.

2018   как?   Ладога